foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
^Наверх

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска "Детский сад № 17"

Строительный сайт Fortstroi
Что нужно для прочного фундамента stroidom-shop.ru
Как безопасно купить жилье - comintour.net

Развитие звуковой культуры речи в блоке совместной деятельности воспитателя и детей (2-3 года) /Мартынова С.П., старший воспитатель/

В этом возрасте дети обладают огромными возможностями усвоения звуковой стороны речи.

Формирование правильного произношения звуков является одним из ведущих разделов в воспитании звуковой стороны речи. Чтобы научить детей правильно произносить звуки в словах и фразах, необходимо, прежде всего, уточнить и закрепить их произношение в изолированнном виде, в несложных звукосочетаниях.

Основные задачи воспитания звуковой культуры речи в первой младшей группе.

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме шипящих, свистящих, сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и  несложных фраз (из 2 – 4 слов).

  • Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
  • Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?).
  • Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Работу над формированием правильного звукопроизношения начинать с освоения простых звуков (гласных [а], [у], [о], [и], [ы], согласных [м], [п], [б], [т], [д] и т.д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеет их правильно произносить. Эта работа важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков.

Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе используем звукоподражание; связываем звук или звукоподражание с каким-нибудь образом (звук [у] с гудком паровоза, [тук-тук] – стучит молоточек, [га-га-га] – кричит гусь).

При закреплении звуков в словах необходимо обращать внимание не только на правильность их произношения, но и на четкость, внятность произношения всего слова в целом. Для этого в качестве речевого материала сначала подбираем слова, которые дети произносят без особого труда, слова с открытыми слогами или односложные слова, типа: дом, кот, Катя, лиса и т.д.

Дальнейшее закрепление звуков осуществляю во фразовой речи. Дети произносят небольшие фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них.

Формирование правильного звукопроизношения осуществляется, прежде всего, за счет хорошо развитого слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей слышать окружающую речь, слышать и отличать различные звуки.

Для развития слухового восприятия  используем  упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенными объектами, учим детей различать на слух близкие и далекие по звучанию звуки и звукосочетания. Например, использую игрушки (животные). Спрашиваю, как мяукает кошка? (мяу-мяу). Как лает собачка? (гав-гав), и т.п.

Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить одни и те же звуки и звукосочетания с различной громкостью. Можно спросить у детей, как сигналит большая машина? А маленькая?

Подготавливая детей к правильному использованию речевого дыхания, очень важно научить их плавно и продолжительно выдыхать воздух через рот. Чтобы выработать плавный продолжительный выдох, следует предлагать детям такие задания: подуть на какой-нибудь предмет, например, ватку, султанчики (упражнения делаются в игровой форме: сдуть “снежинки”, сделать “ветерок”).

Для выработки продолжительного выдоха полезно предлагать задания на протяжное и длительное произношение отдельных гласных звуков (дети поют песенку [уууу…]). Особое внимание обращаю на слитное произнесение детьми двух гласных звуков, например, типа [ау-ау], [уа-уа]. Приучаем произносить эти звуки на одном выдохе, плавно переходить от произношения одного звука к другому.

Занятия с детьми третьего года жизни мы проводим в игровой форме, создавая игровые ситуации.

Для воспитания у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К пяти годам ребенок может правильно произносить все звуки.
С малышом этого возраста уже надо проводить упражнения по звуковому анализу слова, это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется.

Приведем пример занятия, цель которого — помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.

Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при парном их предъявлении в названии одного предмета был звук Ш,  а в названии другого — не было. Подготавливается также  набор  картинок, в названиях которых имеется звук Ш.

- Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется.

Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче):

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

— Так какой же звук чаще всего повторяется?

— Звук Ш.

— Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук Ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. (Показывает, в каком положении находятся язык и губы.)  А теперь ты сделай так:  подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси звук Ш.

Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.

—  А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук Ш. (Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук Ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи, как шипит змея.
— Змея шипит: ш-ш-ш.
- А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Произносит протяжно звук Ш.) А теперь ты скажи, как шумят листья.

Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук Ш, откладываются отдельно.

Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами  (вишня — слива, груша — яблоко, лошадь — корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук Ш (вишня, груша, лошадь).

Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук Ш. Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком («Разве в этом слове есть звук Ш»?).

Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.

***
Тише, мыши!
Кот на крыше!

***
Не найду я ушки
У нашей лягушки.

***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Маше спать не даешь!

Можно предложить и загадки, например, о лягушке:

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

Для развития интонационной выразительности речи проводите с ребенком игры с пением и стихами («Гуси-гуси» — народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, «Теремок», «Кот и мыши»).

Закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Дети произносят небольшие фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них. Полезно предлагать детям шутки-чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах, словах. Так, при закреплении звука [к] можно использовать чистоговорку: «Ко-ко-ко – не ходите далеко», звука [х]: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха – не поймать нам петуха!». Такие упражнения обычно сопровождаются игрой. Работа по закреплению звуков проводится в различных видах деятельности.

Copyright 2014 © МАДОУ "Детский сад № 17"
Сайт открыт 09.10.2014 г.