К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности. На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый фонематический слух.
При полноценном обучении в предшествующих возрастных группах шестилетние дети овладевают элементарными навыками звукового анализа слова: могут выделять определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный звук и пр. При специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой анализ слова.
На данном возрастном этапе стоят следующие задачи:
Воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников направлено, прежде всего, на устранение недостатков произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, точное использование интонационных средств выразительности.
При совершенствовании звукопроизношения особое внимание уделяется закреплению сложных в артикуляционном отношении звуков: свистящих и шипящих, звуков [р], [р'], [л]. Эта работа осуществляется в процессе дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких) с использованием специально подобранных чистоговорок (скороговорок), насыщенных определенными парами или группами звуков. Например, для дифференциации звуков [ж] и [ш] (звонкий и глухой) и одновременно для закрепления правильного их произношения детям предлагают произнести такую скороговорку: «У ежа ежата, у мишки медвежата».
Выработке более четкой артикуляции каждого звука в отдельности и слов в целом способствует проговаривание чистоговорок шепотом или беззвучно. А для развития голосового аппарата полезно произнесение чистоговорок (скороговорок) с различной громкостью и в разном темпе. Педагог может предложить детям одну и ту же чистоговорку сказать сначала с обычной громкостью, потом тихо или громко; или сначала в умеренном темпе, а потом в замедленном или ускоренном, выделяя голосом определенные слова (логическое ударение). Например, вышеприведенную скороговорку дети должны произнести так, чтобы было ясно, что именно у ежа ежата, а не у какого-нибудь другого животного. Воспитатель учит детей при помощи смены силы и высоты голоса отражать свое отношение к предметам и явлениям окружающей жизни: произносить слова, фразы ласково, сердито и т. д. Работа по воспитанию звуковой культуры речи (произносительной ее стороны) не ограничивается только специальными тренировочными упражнениями. Она проводится почти на всех занятиях по родному языку. Так, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по развитию связной речи в процессе
При полноценном обучении в предшествующих возрастных группах шестилетние дети овладевают элементарными навыками звукового анализа слова: могут выделять определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный звук и пр. При специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой анализ слова.
На данном возрастном этапе стоят следующие задачи:
Воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников направлено, прежде всего, на устранение недостатков произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, точное использование интонационных средств выразительности.
При совершенствовании звукопроизношения особое внимание уделяется закреплению сложных в артикуляционном отношении звуков: свистящих и шипящих, звуков [р], [р'], [л]. Эта работа осуществляется в процессе дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких) с использованием специально подобранных чистоговорок (скороговорок), насыщенных определенными парами или группами звуков. Например, для дифференциации звуков [ж] и [ш] (звонкий и глухой) и одновременно для закрепления правильного их произношения детям предлагают произнести такую скороговорку: «У ежа ежата, у мишки медвежата».
Выработке более четкой артикуляции каждого звука в отдельности и слов в целом способствует проговаривание чистоговорок шепотом или беззвучно. А для развития голосового аппарата полезно произнесение чистоговорок (скороговорок) с различной громкостью и в разном темпе. Педагог может предложить детям одну и ту же чистоговорку сказать сначала с обычной громкостью, потом тихо или громко; или сначала в умеренном темпе, а потом в замедленном или ускоренном, выделяя голосом определенные слова (логическое ударение). Например, вышеприведенную скороговорку дети должны произнести так, чтобы было ясно, что именно у ежа ежата, а не у какого-нибудь другого животного. Воспитатель учит детей при помощи смены силы и высоты голоса отражать свое отношение к предметам и явлениям окружающей жизни: произносить слова, фразы ласково, сердито и т. д. Работа по воспитанию звуковой культуры речи (произносительной ее стороны) не ограничивается только специальными тренировочными упражнениями. Она проводится почти на всех занятиях по родному языку. Так, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по развитию связной речи в процессе