В старшем дошкольном возрасте дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли, отвечать на вопросы развернутыми фразами, грамматически правильно строить предложения. Однако каждое устное высказывание должно быть не только последовательным, точным, логичным, но и правильно оформленным в звуковом отношении (отчетливым, внятным, достаточно громким, не слишком быстрым, интонационно выразительным). Это является необходимым условием полноценного общения, общей речевой культуры. В старшей группе речевой материал по всем разделам постепенно усложняется.
На шестом году жизни ребенка обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. К моменту поступления в старшую группу дети, как правило, имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух, благодаря которым создаются благоприятные условия для правильного произношения звуков.
У детей старшего дошкольного возраста мышцы артикуляционного аппарата способны производить более тонкие движения, быстрее переключаться с одного движения на другое, чем, например, у младших дошкольников.
Большинство детей правильно произносят трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие, звуки [л], [р'], [р]); многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произнесении слов они все реже допускают орфоэпические ошибки. Многие воспитанники имеют достаточно четкую и ясную речь. В этом возрасте дети хорошо различают на слух направление звучания предмета; легко узнают звуки, извлекаемые из разных детских музыкальных инструментов, голоса товарищей по группе; выделяют в словах звуки (если их раньше с ними знакомили).
Дети старшего дошкольного возраста способны дифференцировать на слух громкость и скорость произносимых окружающими слов, могут дать в сравнении оценку правильности использования интонационных средств выразительности. Используя образец выразительного чтения художественных произведений, который им дает воспитатель, дети способны воспроизводить стихи и сказки в нужной интонации, правильно употребляя вопросительные и повествовательные предложения. В этом возрасте более продолжительным становится свободный выдох (от 4 до 6 секунд). На одном выдохе дети могут произнести гласные звуки [а], [у], [и] в течение 4-8 секунд.
В работе с дошкольниками воспитателю необходимо постоянно помнить, что своевременное и правильное речевое развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни, окружающей речевой среды и педагогического воздействия со стороны взрослых.
К старшему дошкольному возрасту еще не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование, например, горловое или одноударное произнесение звука [р], боковое — звуков [ш], [ж] и т. д. Некоторые дети этого возраста еще не всегда четко дифференцируют на слух и в произношении отдельные группы звуков, например, свистящие и шипящие, реже звуки [л] и [р].
Задача воспитания звуковой культуры речи детей шестого года жизни заключается в том, чтобы
продолжать укреплять их артикуляционный аппарат;
упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов;
учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению (с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р),
продолжать развивать фонематический слух, учить определять место в слове (начало, середина, конец).
правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности;
показывать образцы литературного произношения слов.
В старшей группе могут быть предусмотрены специальные занятия и достаточно часто проводиться упражнения, решающие самые разные задачи воспитания звуковой культуры речи. Некоторые задания по развитию произносительной стороны речи включаются в содержание речевых занятий, например, при ознакомлении детей с художественной литературой; в процессе пересказа сказок, рассказов, воспроизведения стихотворений; при обучении детей описанию игрушек, содержания картин.
Одновременно с решением основной задачи воспитатель учит детей правильно использовать громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности, обращает внимание дошкольников на необходимость четко и ясно произносить звуки, слова, фразы.
Такой комплексный подход к развитию речи дошкольников, когда на одном речевом занятии (часто на одном и том же материале) решается несколько задач, дает возможность воспитателю более рационально организовать занятие, сделать его при меньшей затрате времени более насыщенным. Основная работа по развитию произносительной стороны речи и фонематического восприятия у детей данного возраста направлена на дифференциацию следующих пар звуков: [с] — [з], [с] — [ц], [ш] — [ж], [ч'] — [щ'], [с] - [ш], [з] - [ж], [ц] - [ч'], [с] ([с']) - [щ'], [л] - [р]. Такой подбор звуков не случаен. Сначала воспитатель учит различать звуки внутри одной группы (например, свистящие: [с] — [з], [с] — [ц]; шипящие: [ш] — [ж], [ч'] — [щ']); затем разных групп (свистящих и шипящих), звуки [л] — [р]. Необходимость различения этих пар звуков обусловлена тем, что они близки между собой в акустическом или артикуляционном отношении. Кроме того, они являются трудными, усваиваются детьми позднее, неточность их произношения чаще всего наблюдается в логопедической практике. Работа по дифференциации этих звуков на слух и в произношении проводится одновременно с их уточнением и закреплением у тех детей, у которых они еще недостаточно четко сформированы.
Восприятие звуков речи и их произношение — два взаимосвязанных процесса. Поэтому работа по различению звуков на слух должна вестись одновременно с укреплением артикуляционного аппарата, с закреплением правильного произношения отдельных звуков.
Практический опыт показывает, что работа по различению звуков должна строиться следующим образом: сначала дифференциация изолированных звуков, затем звуков в словах, а потом в речи. В начале занятия воспитатель сообщает детям, с какими звуками им предстоит работать (используя игры или игровые упражнения). Затем они упражняются в различении изолированных звуков на слух. Воспитатель произносит их в случайном порядке, и в зависимости от услышанного звука дети выполняют то или иное действие. Например, при дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель предлагает им поднимать руку, когда они услышат звук [с], и хлопать в ладоши, когда они услышат звук [з].
Следующий этап работы — обучение умению различать звуки в словах, правильно произносить их, не смешивая. Выполняя игровые упражнения, дети поочередно произносят слова с дифференцируемыми звуками. Проводя, например, игру «Кто убежал?», воспитатель убирает то игрушку, в названии которой есть звук [з], то игрушку, в названии которой есть звук [ж]. Он просит детей правильно назвать слова, выделив голосом дифференцируемые звуки: коз-з-за, еж-ж-жик. Для различения звуков на слух детям можно предложить подобрать слова с отрабатываемыми звуками (например, мальчикам — со звуком [з], девочкам — со звуком [ж]).
В старшей группе, прежде чем упражнять детей в дифференциации звуков в речи, следует провести предварительную подготовительную работу, которая заключается в том, что дошкольников учат вычленять из фраз слова с одним из дифференцируемых звуков и только потом, усложняя задание, предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Например, при дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель упражняет детей сначала в выделении из фраз слов, в которых есть звук [с] (в начале, в конце и середине слова): «Люда подарила Соне куклу», «По дороге едет автобус», «Петя чинит колесо»; потом звук [з]: «Зоя читает книгу», «Папа купил маме вазу». Затем он дает предложения, включающие оба звука в определенной последовательности: сначала слово, в котором есть звук [з], потом слово со звуком [с]: «Зоя купает маленькую Свету в ванне».
Постепенно количество слов с дифференцируемыми звуками увеличивается, при этом подбираются слова, относящиеся к разным частям речи. С целью обучения детей умению правильно произносить смешиваемые звуки воспитатель специально подбирает фразы, насыщенные звуками, требующими их четкой дифференциации.
Хорошим речевым материалом для упражнений являются чистоговорки и скороговорки, при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции. Одновременно с дифференциацией звуков в произношении дошкольники занимаются вычленением слов с заданными звуками из фразы.
На шестом году жизни ребенка обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. К моменту поступления в старшую группу дети, как правило, имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух, благодаря которым создаются благоприятные условия для правильного произношения звуков.
У детей старшего дошкольного возраста мышцы артикуляционного аппарата способны производить более тонкие движения, быстрее переключаться с одного движения на другое, чем, например, у младших дошкольников.
Большинство детей правильно произносят трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие, звуки [л], [р'], [р]); многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произнесении слов они все реже допускают орфоэпические ошибки. Многие воспитанники имеют достаточно четкую и ясную речь. В этом возрасте дети хорошо различают на слух направление звучания предмета; легко узнают звуки, извлекаемые из разных детских музыкальных инструментов, голоса товарищей по группе; выделяют в словах звуки (если их раньше с ними знакомили).
Дети старшего дошкольного возраста способны дифференцировать на слух громкость и скорость произносимых окружающими слов, могут дать в сравнении оценку правильности использования интонационных средств выразительности. Используя образец выразительного чтения художественных произведений, который им дает воспитатель, дети способны воспроизводить стихи и сказки в нужной интонации, правильно употребляя вопросительные и повествовательные предложения. В этом возрасте более продолжительным становится свободный выдох (от 4 до 6 секунд). На одном выдохе дети могут произнести гласные звуки [а], [у], [и] в течение 4-8 секунд.
В работе с дошкольниками воспитателю необходимо постоянно помнить, что своевременное и правильное речевое развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни, окружающей речевой среды и педагогического воздействия со стороны взрослых.
К старшему дошкольному возрасту еще не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование, например, горловое или одноударное произнесение звука [р], боковое — звуков [ш], [ж] и т. д. Некоторые дети этого возраста еще не всегда четко дифференцируют на слух и в произношении отдельные группы звуков, например, свистящие и шипящие, реже звуки [л] и [р].
Задача воспитания звуковой культуры речи детей шестого года жизни заключается в том, чтобы
продолжать укреплять их артикуляционный аппарат;
упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов;
учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению (с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р),
продолжать развивать фонематический слух, учить определять место в слове (начало, середина, конец).
правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности;
показывать образцы литературного произношения слов.
В старшей группе могут быть предусмотрены специальные занятия и достаточно часто проводиться упражнения, решающие самые разные задачи воспитания звуковой культуры речи. Некоторые задания по развитию произносительной стороны речи включаются в содержание речевых занятий, например, при ознакомлении детей с художественной литературой; в процессе пересказа сказок, рассказов, воспроизведения стихотворений; при обучении детей описанию игрушек, содержания картин.
Одновременно с решением основной задачи воспитатель учит детей правильно использовать громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности, обращает внимание дошкольников на необходимость четко и ясно произносить звуки, слова, фразы.
Такой комплексный подход к развитию речи дошкольников, когда на одном речевом занятии (часто на одном и том же материале) решается несколько задач, дает возможность воспитателю более рационально организовать занятие, сделать его при меньшей затрате времени более насыщенным. Основная работа по развитию произносительной стороны речи и фонематического восприятия у детей данного возраста направлена на дифференциацию следующих пар звуков: [с] — [з], [с] — [ц], [ш] — [ж], [ч'] — [щ'], [с] - [ш], [з] - [ж], [ц] - [ч'], [с] ([с']) - [щ'], [л] - [р]. Такой подбор звуков не случаен. Сначала воспитатель учит различать звуки внутри одной группы (например, свистящие: [с] — [з], [с] — [ц]; шипящие: [ш] — [ж], [ч'] — [щ']); затем разных групп (свистящих и шипящих), звуки [л] — [р]. Необходимость различения этих пар звуков обусловлена тем, что они близки между собой в акустическом или артикуляционном отношении. Кроме того, они являются трудными, усваиваются детьми позднее, неточность их произношения чаще всего наблюдается в логопедической практике. Работа по дифференциации этих звуков на слух и в произношении проводится одновременно с их уточнением и закреплением у тех детей, у которых они еще недостаточно четко сформированы.
Восприятие звуков речи и их произношение — два взаимосвязанных процесса. Поэтому работа по различению звуков на слух должна вестись одновременно с укреплением артикуляционного аппарата, с закреплением правильного произношения отдельных звуков.
Практический опыт показывает, что работа по различению звуков должна строиться следующим образом: сначала дифференциация изолированных звуков, затем звуков в словах, а потом в речи. В начале занятия воспитатель сообщает детям, с какими звуками им предстоит работать (используя игры или игровые упражнения). Затем они упражняются в различении изолированных звуков на слух. Воспитатель произносит их в случайном порядке, и в зависимости от услышанного звука дети выполняют то или иное действие. Например, при дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель предлагает им поднимать руку, когда они услышат звук [с], и хлопать в ладоши, когда они услышат звук [з].
Следующий этап работы — обучение умению различать звуки в словах, правильно произносить их, не смешивая. Выполняя игровые упражнения, дети поочередно произносят слова с дифференцируемыми звуками. Проводя, например, игру «Кто убежал?», воспитатель убирает то игрушку, в названии которой есть звук [з], то игрушку, в названии которой есть звук [ж]. Он просит детей правильно назвать слова, выделив голосом дифференцируемые звуки: коз-з-за, еж-ж-жик. Для различения звуков на слух детям можно предложить подобрать слова с отрабатываемыми звуками (например, мальчикам — со звуком [з], девочкам — со звуком [ж]).
В старшей группе, прежде чем упражнять детей в дифференциации звуков в речи, следует провести предварительную подготовительную работу, которая заключается в том, что дошкольников учат вычленять из фраз слова с одним из дифференцируемых звуков и только потом, усложняя задание, предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Например, при дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель упражняет детей сначала в выделении из фраз слов, в которых есть звук [с] (в начале, в конце и середине слова): «Люда подарила Соне куклу», «По дороге едет автобус», «Петя чинит колесо»; потом звук [з]: «Зоя читает книгу», «Папа купил маме вазу». Затем он дает предложения, включающие оба звука в определенной последовательности: сначала слово, в котором есть звук [з], потом слово со звуком [с]: «Зоя купает маленькую Свету в ванне».
Постепенно количество слов с дифференцируемыми звуками увеличивается, при этом подбираются слова, относящиеся к разным частям речи. С целью обучения детей умению правильно произносить смешиваемые звуки воспитатель специально подбирает фразы, насыщенные звуками, требующими их четкой дифференциации.
Хорошим речевым материалом для упражнений являются чистоговорки и скороговорки, при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции. Одновременно с дифференциацией звуков в произношении дошкольники занимаются вычленением слов с заданными звуками из фразы.